Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Не опоздай !

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Термины АЙКИДО

              А

Абара — ребро.

Аго — челюсть.

Агура (Сидзэн-андза) — позиция сидя, скрестив ноги (поза портного), принимают для внутренней концентрации.

Ай — гармония, объединение, унификация.

Ай — любовь (в ином написании). Дух любви — это дух гармонии, всеобъемлющая любовь, сочувствие всему сущему в мире.

Ай ути — взаимное уничтожение.

Ай-нукэ — взаимное сохранение.

Ай-ханми — стойка соответствия. Положение партнеров, при котором у обоих вперед выдвинуты одноименные ноги.

Ай-ханми-кататэ-дори — одноимённый захват запястья.

Айки — сочетание универсальной духовной силы.

Айки-дзиндзя — храм Айки. В этом храме, расположеном в Ивама, префектура Исараги, обитает дух Основателя.

Айки-отоcи — техника Айкидо основанная на опрокидывание партнёра путём выведения его из равновесия «выдёргиванием» ног в сторону потери равновесия.

Айкидо — путь духовной гармонии. С практической точки зрения, айкидо представляет собой синтез многих традиционных японских боевых искусств и является законченной действенной системой приёмов самозащиты, как против безоружных, так и против вооружённых нападающих.

Айкидока — тот, кто занимается Айкидо.

Айкикай — Айки-ассоциация. Термин, который используется для обозначения организации, созданной О-сенсеем для распространения Айкидо.

Аматэрасу — Богиня Солнца.

Аригато — спасибо.

Аси (аши) — нога, ступня.

Атагани-рэй — поклон друг другу.

Атама — голова.

Атэми — удар. Применяется для нейтрализации Ки противника, т. е. для выведения его из равновесия.

Атэми-вадза — раздел Айкидо изучающий технику удара.

Аюми-аси — передвижение вперёд. Полный шаг.


                  Б

Боккэн — деревянный меч.

Бу — воинственный пыл, боевой дух.

Будо — путь бу, путь воина, дисциплины, обучающие боевому искусству и направляющие умственное и духовное развитие.

Будока — человек, следующий путем воина.

Буси — самурай, воин.

Бусидо — «Кодекс чести самураев».


                                     В

Ва — личная, собственная, глобальная гармония. Мир.

Вадза — дело, работа, техника, приём, способ.

Ваки-дзаси — малый меч, который обычно носили на боку, затыкая за пояс. Как правило использовался для сэппуку.


                                  Г

Гаэси — поменять направление.

Гёкудза — «царское» место в додзё.

Ги — одежда.

Гокё-осаэ — пятый приём удержания противника.

Гэдан — нижняя часть (плоскость) тела.

Гэдан-но-камаэ — позиция, при которой меч (или рука) находится на нижнем уровне.

Гэри-вадза — техника ударов ногами.

Гяку — разноимённый.

Гяку-котэ-гаэси — обратный котэ-гаэси.

Гяку-ханми — разноимённая стойка относительно позиции партнёра.

Гяку-ханми-кататэ-дори — разноимённый захват запястья.


                                            Д

Даймё — владетельный феодал в средневековой Японии.

Дайто-рю — «Школа Великого Востора». Традиционная система Айки-дзюцу и дзю-дзюцу.

Дан — ступень мастерства; уровень, степень.

Дза-рэй — приветствие в позиции сидя на коленях.

Дза-сики — этикет, который соблюдают в позиции сидя.

Дзансин — «непрерывная концентрация духа, проступающееся сознание». Каждый связан с партнёром, даже после броска, непрерывным потоком ки; одновременно готовый отразить атаку со всех сторон.

Дзё (джо) — короткая деревянная палка высотой 128 см (или индивидуально — как правило до подмышечной впадины или подбородка).

Дзё-дори — отбирание дзё, т. е. приемы обезоруживания противника; захват дзё атакующего партнёра для проведения броска или контроля.

Дзё-доса — упражнения с дзё.

Дзё-кихон-субури — базовые движения с дзё.

Дзё-но-ката — различные ката с дзё.

Дзё-сэки — левая сторона от камидза. Стена, у которой сидят ученики более высокого уровня или ассистенты инструктора.

Дзёдан — верхняя часть (плоскость) тела.

Дзёдан-но-камаэ — позиция, при которой меч (рука) находится в верхем уровне.

Дзин — человек, персона, человеческое существо.

Дзин-но-кокю — дыхание человека. Третья стадия дыхательной медитации.

Дзори — соломенные сандалии.

Дзю-вадза — техника свободной работы с партнёром. Подразумевается защита от определённого вида атаки.

Дзюдзи — крест, скрещивание.

Дзюдзи-гарами — «сплетение рук в виде креста». Одна из техник нагэ-катамэ-вадза.

Дзюдзи-нагэ — бросковый вариант дзюдзи-гарами

Дзюсин — баланс, центр тяжести.

Дзюсин-камаэ — позиция нагэ после завершения приёма. (нагэ должен сохранять равновесие и полное представление об окружающей обстановке).

Дзюцу — умение, искусство, техника.

До — путь. В Японии — любое искусство, которое практикуется для развития духовного и технического мастерства. Рассматривают как «До» — путь к гармонии тела и духа. Например: Айкидо; Кэндо; Сёдо (искусство каллиграфии).

Доги — традиционная одежда для тренировки.

Доги-дори — захват за одежду.

Додзё — «место встречи с истиной; место где постигается Путь». Название, применяемое к буддийским храмам и любому тренировочному залу, где практикуют Путь. Зал для занятий.

Додзё-ни-рэй — приветствие залу воинских искусств. Как правило, выражается в виде поклона при входе в зал.

Додзо (хай-додзо; хадзимэ) — команда: начать.

Домо — спасибо.

Домо-аригато-годзаймасита — большое спасибо. Сердечно благодарю. Эта фраза обычно произносится в конце тренировки и выражает благодарность инструктору за проведённую тренировку.

Дори (тори) — взять, уловить, захватить.

Доса (ундо) — упражнение.

Досю (Дошу; Досу) — «Мастер Пути». Следуя традиционным Японским обычаям, положение Досю передаётся по наследству. Настоящий Досю -Уэсиба Моритэру, внук Основателя Айкидо.

Дохай — начинающий ученик, который ещё только ступил на Путь.

Дэси — ученик, учящийся, обучающийся.


                                      Ё

Ёко — сторона, бок, сбоку, в бок, в сторону.

Ёко-гэри — боковой удар ногой.

Ёко-укэми — падение, страховка на бок.

Ёкомэн-учи — боковой рубящий удар (удар в висок).

Ёнкё-осаэ — 4-й контроль удержания.
И

Иай-до — одно из направлений Кэн-дзюцу. Мгновенное выхватывание меча и атака.

Иккё-осаэ — 1-й приём удержания.

Ирими — прямой вход (как правило в атаку).

Ирими-нагэ — бросок прямым вхождением.

Ирими-тэнкан — «вход + поворот». Одно из базовых движений тела в Айкидо.

Ирими-хо — вводное упражнение для внутренней подготовки к действию.
К

Кай — организация, федерация, общество, ассоциация и т. п.

Кайдэн — «Всё отдал» — полное посвящение в тайны искусства.

Кайтэн — колесо, круг, вращение, оборот.

Кайтэн-нагэ — бросок вращением.

Камаэ — стойка, позиция.

Камидза — «верхнее место; почётное место». Место в додзё, которое посещают ками.

Канн — клуб, стиль.

Ката — «фиксированная форма, формальное задание». Определённая последовательность в выполнении формы упражнений. Используется в воинских искусствах как метод изучения.

Ката (др. написание) — плечо.

Ката-дори — захват за плечо.

Ката-дори-мэн-ути — захват за плечо с одновременным ударом второй рукой.

Кататэ — запястье; одна рука.

Кататэ-дори — захват за запястье руки.

Ки — «сущность, энергия, дух, воздух, чувство, ум». Жизненная энергия или сила, которая держит сознание вместе.

Ки-но-нагарэ — поток ки; энергия, подобная ручью. Одна из стадий обучения и использования техник в Айкидо.

Киай — «полнота Ки». На физическом плане, киай проявляется как пронзительный крик, порождённый из глубины существа (хара); на духовном плане — это проявление, как постоянное истечение жизненной энергии. Киай О-Сэнсэя был слышен на полмили вокруг.

Кидза — положение на коленях, когда ступни стоят на пальцах.

Кимэ — сосредоточение, концентрация. Сгибание сустава в направлении естественного движения. Также означает физическую и духовную концентрацию для решающих действий.

Кири-отоcи — опрокидывающее срубание вниз. Название одной из бросковых техник Айкидо.

Кихон — корни Ки. База, фундамент, основа.

Кихон-вадза — базовая техника, основы.

Кихон-ги — базовые, фундаментальные знания.

Кихон-дзюмби-доса — базовые подготовительные упражнения; разминка, включающая базовые элементы техники Айкидо.

Кобудо — традиционные воинские искусства.

Кобукан — «Зал божественных воинов» — название первого додзё О-Сэнсэя в Токио.

Кокю — «Вдох-выдох, дыхание». Жизненное дыхание, порождённое Космосом. Технически, кокю относится к правильному регулированию дыхания и ровному, бесперебойному потоку внутренней силы.

Кокю-нагэ — бросковая техника с использованием кокю или способ ведения (сопровождения) действий атакующего с помощью ки.

Кокю-рёку — сила дыхания. Практика всех приёмов Айкидо культивирует (развивает) кокю-рёку.

Кокю-хо — специальная группа медитативных и развивающих техник, целью которых является успокоение духа и установление истинного кокю.

Кокю-хо-тэнкан (тай-но-хэнка) — исполнение дыхательных упражнений с движениями тэнкан.

Кондзё — сила воли, характера, духа, выдержки, терпения.

Коннитива — Здравствуйте!

Коса-дори (ай-ханми-кататэ-дори) — одноимённый захват запястья (из положения ай-ханми).

Коси — бедро, поясница.

Коси-нагэ — бросок через бедро.

Котай (кури-кай) — поменяться местами, инициативой.

Котэ — запястье.

Котэ-гаэси — бросок Айкидо, осуществляемый за счёт сгибания запястья.

Кохай — младший ученик.

Куби — горло, горловина.

Куби-симэ — мертвая хватка, удушение.

Кудзуси — выведение противника из равновесия.

Куми-тати — парные упражнения.

Кэйкоги — тренировочная одежда в Айкидо (куртка, брюки).

Кэн — меч, а также кулак.

Кю — ученик в Айкидо, начальная степень мастерства (разряд).
М

Ма-ай — боевая дистанция. Надлежащий интервал между партнерами; изменяется в зависимости от роста занимающихся и от того, чем они вооружены.

Маттэ — Ждите!

Маэ — лицевой, передний, вперед, впереди.

Маэ-укэми — кувырок вперёд, а также все виды падений вперёд на руки.

Миги — правый.

Миги-ханми — правосторонняя стойка.

Мисоги — очищение.

Моротэ дори — удержание одной руки двумя руками.

Муна-мото-дори — захват двумя руками за верхний отворот куртки в области груди.

Мунэ — грудь.

Мунэ-дори — захват за отворот куртки в области груди.

Мунэ-цуки — удар или толчок в грудь.

Мусуби — гармоническое единство, единство с Вселенной. Вид медитации, применяется в Айкидо в начале и конце тренировки.

Мэн-учи — рубящий удар в лицо, один из базовых ударов в Айкидо. Исполняется с передней руки с подшагом.
Н

Нагарэ — поток, течение, школа, направление. Непрерывный поток Ки во время исполнения техники.

Нагэ (тори) — бросок. Также тот, кто истолняет технику на укэ.

Нагэ-ваза — техника бросков.

Никё-осаэ — 2-й контроль. Удержание скручиванием запястья.
О

О-Сэнсэй — Большой Учитель, то есть Морихэй Уэсиба — основатель Айкидо.

Оби — пояс.

Омотэ — лицевой. Техника исполнения приёмов на вхождение.

Онэгай-симас — Будьте любезны; Прошу Вас; Пожалуйста, будьте моим партнёром. Традиционное приветствие в начале тренировке означающее: «пожалуйста давайте начнём заниматься».

Орэнайтэ — несгибаемая рука. Одно из названий упражнения, формирующего тэ-гатана.

Осаэ-вадза — техника болевых удержаний.

Отоси — падение, понижение, бросание, подножка.
Р

Райхинсэки — место в додзё для посетителей, гостей.

Рандори — вольная схватка. Спонтанное реагирование на безостановочные атаки партнёров. Один из разделов Будо.

Рё-ката-дори — захват за оба плеча или лацкана.

Рё-мунэ-дори — захват за отвороты кимоно двумя руками.

Рё-содэ-дори — захват за два рукава.

Рё-тэ-дори — захват двух рук партнёра спереди.

Рё-хиджи-дори — захват за два локтя.

Рицу-рэй — приветствие стоя.

Рокё (хидзи-кимэ-осаэ; хидзи-дзимэ) — удержание фиксированным воздействием на локоть.

Рэй — поклон, приветствие, вежливость. Используется как команда (возглас наставника), сигнал для приветствия.

Рэйсики — ритуал, церемониал.

Рэнсю — тренировка, упражнение, учёба, практика.

Рю — школа, поток, течение.
С

Сабаки — термин сабаки используется как общее понятие для всех форм перемещения.

Санкё-нагэ — бросковый вариант санкё.

Санкё-осаэ — 3-й контроль удержания. Скручивание запястья.

Сёдан — начальная ступень. 1-й дан.

Сёмэн — «верхняя часть маски». Фасад, фронт, лицевая часть чего-либо.

Сёмэн (др. написание) — «лицевая сторона письма». Название свитка с каллиграфией, который обычно расположен у камидза — алтарной части додзё.

Сёмэн-учи — фронтальный рубящий удар. Как правило выполняется с шагом вперёд.

Сёмэн-цуки — прямой удар кулаком в верхнюю часть туловища, головы.

Сидоин — инструктор, руководитель, наставник. Обычно присваивается от 3-го до 5-го дана.

Сикко — техника передвижения на коленях.

Симодза — нижнее место. Сторона додзё, расположенная напротив камидза.

Симосэки — правая сторона от камидза. У неё сидят ученики низших рангов.

Сихан — старший преподаватель в пределах школы (обычно присваивается с 5-го дана).

Сихо — 4 направления.

Сихо-гири — рубить на 4-ре стороны. Базовое упражнение в Айкидо.

Сихо-нагэ — бросок на четыре стороны — одна из основных бросковых техник Айкидо. Внешнее вращение руки.

Сокумэн — бок, сторона, профиль, боковой. В Айкидо используется как уход с линии атаки.

Сотай-доса — парные упражнения.

Сото — внешний, наружний, во вне.

Сото-кайтэн-нагэ — бросок наружним вращением.

Субури — основные одиночные упражнения с мечём или дзё.

Субури-то — деревянная копия меча для исполнения субури. Обычно более толстый и тяжёлый, нежели боккэн.

Сувари-вадза — техника исполнения приёмов, когда оба партнёра сидят на коленях.

Сувару — сидеть, садиться.

Суваттэ — команда: сесть!

Сэйдза — традиционная японская манера сидеть. Сидят на коленях, большие пальцы ног скрещены сзади. Спина прямая. Голову держат прямо. Полное расслабление, позволяющее потоку энергии, текущему с неба в центр Земли, проходить через центр головы в мозг и в хара.

Сэмпай — старший ученик.

Сэнсэй — учитель.
Т

Таби — традиционные Японские носки с вырезом для большого пальца.

Тай-но-хэнко — «изменение (перемена) позиции тела относительно чего-либо (отработка базовых элементов). Название вариаций изменения тела относительно четырёх сторон света.

Тайхо-вадза — техника «конвоирования, ареста» противника.

Тандоку-доса — одиночные упражнения.

Тандэн — «живот, брюшная полость». Одно из названий центров, собирающих воедино духовную и физическую энергию человека.

Танто — «короткий меч». Кинжал, нож.

Тати-вадза — техника исполнения приёмов, когда оба партнёра стоят.

Тати-рэй — приветствие стоя.

Таттэ — команда: встать!

Тобу-нагэ — бросок за голову.

Тори (дори) — захват.

Тори (Наге) — тот, кто выполняет технику; активная сторона; побеждающий в учебной схватке.

Тэ — рука.

Тэгатана — меч-рука. В основе Айки — лезвие ладони. Использование «руки-меча» основано Фудзивара Тэйдзюм в Х веке. Большинство техник Айкидо базируются на движениях меча.

Тэнкай — вращение, поворот.

Тэнти-нагэ — бросок небо-земля.

Тю — центр, середина, средний, центральный.

Тюдан — средний уровень.
У

Удэ — рука — от плеча до запястья.

Удэ-кими-нагэ — бросок с использованием фиксированного контроля сустава руки (локтя).

Удэ-осаэ — контроль; удержание руки. Одно из названий иккё.

Укэ — атакующий; тот, кто осуществляет предписанный наставником или свободно избранный вариант атакующих действий.

Укэми — «принимать телом». Раздел в Айкидо изучающий искусство безопасного падения (страховки) когда проводят приём; а также способ восстановления равновесия, когда его нарушают атакой или контратакой.

Ундо (доса) — движение, упражнение, перемещение.

Ура — обратный, оборотный, задний.

Ура-ёкомэн-ути — обратный боковой рубящий удар.

Усиро — сзади, задний, назад, позади.

Усиро-ката-дори — захват сзади за плечо одной рукой.

Усиро-кататэ-дори — захват сзади за запястье.

Усиро-кататэ-дори-куби-симэ — удушение сзади с одновременным захватом одной руки (запястья).

Усиро-рёката-дори — захват за два плеча сзади.

Усиро-рётэ-дори — захват сзади двумя руками за две руки.

Усиро-уватэ-дори — обхват сзади на уровне груди с замком рук (поверх рук партнёра).

Усиро-укэми — страховка назад, а также все виды падений назад.

Усиро-эри-дори — захват сзади за воротник.

Усиро-эри-дори-мэн-ути — захват сзади за воротник с рубящим ударом по голове.
Ф

Фунэ-коги-ундо (амэ-но-тори-фунэ) — «гребля на лодке». Выполняется в трёх разных ритмах с какэ-гоэ (криками сопровождения).
Х

Хаара — «живот, душа, тайные мысли, намерения». Жизненный центр духовной и физической энергии человека. Местонахождение жизненной энергии. Японцы говорят: — «Нингэн бандзи хара до- каждый берёт своё начало из хара».

Хадзимэ (додзо; хай-додзо) — команда: Начали!

Хай — да, понял, хорошо.

Хай-додзо — «да, пожайлуста». Просьба продемонстрировать исполненную (показанную) технику к ученикам.

Хакама — широкие юбка-штаны самурая. В Айкидо ношение хакама разрешается обычно тем, кто получил сёдан и выше. Символизирует связь Айкидо с Будо и традициями самураев.

Ханми-но-камаэ — позиция вполоборота. На 45° . Базовая стойка Айкидо.

Ханми-хандати-вадза — техника исполнения приёмов, когда атакующий стоит, а обороняющийся сидит на коленях.

Хантэн — переворачиваться, поворачивать обратно. Движение похожее на ирими-тэнкан. Основано на проходе под ударом.

Хидари — левый.

Хидари-ханми — левосторонняя стойка.

Хидза — колено.

Хидзи (эмпи) — локоть.

Хидзи-дори — захват за локоть. Название броска использющего блок локтя.

Хидзи-кимэ-осаэ — удержание фиксированным воздействием на локоть.

Хирики-но-ёсэй-хо — подготовительные упражнения для выработки правильного положения локтя и культивации локтевой силы, а также нейтрализации силы захвата противника.

Хомбу-додзё — обычно подразумевает штаб-квартиру Международной федерации Айкидо; центральный зал Айкидо, расположен в г. Токио.
Ц

Цуба — гарда меча (служит для защиты руки).

Цуги-аси — приставной шаг.

Цуки — удар или толчок.
Э

Эри — воротник, отворот.

Эри-дори — захват за воротник.
Ю

Юби — палец.

Юданся — обладатель чёрного пояса, ступени мастерства.
Я

Ямэ — Стоп! Прекратить! Закончить!

Добро пожаловать

Гость

Гость

Гость, пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизируйтесь!

Хранитель сайта

Поиск